Воспитательная система
9 142 просмотров
В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО определены 4 основные принципа образования в XXI веке:
- Учиться жить вместе!
- Учиться познавать!
- Учиться делать!
- Учиться быть!
В современном обществе главной целью образования становится формирование личности, профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в законе «Об образовании», определяющем образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Воспитательным идеалом в рамках концепции нашего образовательного учреждения является человек, свободный, способный к самоопределению, непрерывному росту, саморазвитию, творчеству, обладающий компетенциями, а также личной и гражданской ответственностью.
Воспитательная система колледжа основана на фундаментальности подготовки с ориентацией на базовые ценности общей и профессиональной культуры, на взаимодействии естественнонаучных и гуманитарных знаний, интеграции учебной и научной деятельности, на академических свободах и опережающем характере образования. Это воплощается в модели специалиста.
Цель воспитания рассматривается нами как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.
Задачи воспитания:
- обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов;
- ориентация студентов колледжа на успех, на социальную активность;
- развитие воспитательной среды и воспитательных систем, их вариативности;
- обеспечение комфортного, эффективного существования студентов и педагогов;
- персонализация среды, т.е. фиксация определенной части как своего «Я»
При реализации воспитательной системы учитываем и реализуем следующие принципы:
- связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
- деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;
- гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач, направлений;
- единство воспитания и самовоспитания;
- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;
- последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня и направления обучения;
- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
Воспитательная система колледжа базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов. Предполагаем, что именно в этом случае будет достигнут положительный воспитательный эффект.
- Модель организации внеаудиторной деятельности.
Системообразующей составляющей модели организации внеаудиторной деятельности обучающихся является воспитательное пространство нашего колледжа, представляющее собой:
- специальные мероприятия по согласованию позиций студентов, преподавателей, администрации, родителей, социальных партнеров колледжа;
- организационно-педагогические условия, обеспечивающие возникновение ситуаций, направленных на активизацию самоопределения всех субъектов; организацию научно-исследовательской работы, разрешающей возникающие проблемы взаимодействия;
- согласованные между всеми заинтересованными субъектами критерии и показатели, обеспечивающие анализ воспитательного и образовательного процессов;
- мониторинг воспитательного процесса и рефлексия деятельности колледжа с последующей оценкой результатов и коррекцией средств достижения поставленных целей.
Приоритетными для нас являются следующие направления работы:
- Приобщение студентов к здоровому образу жизни.
- Психолого-педагогическое изучение студенческого коллектива с целью оптимизации системы воспитательной работы в колледже.
- Организация содержательной внеаудиторной деятельности в соответствии с интересами студентов.
- Работа с родителями.
- Создание действенной оптимальной модели студенческого самоуправления (соуправления).
- Организация музейно-педагогической, краеведческой работы.
- Организация и проведение воспитательных мероприятий согласно годовому плану.
- 8.Организация МО классных руководителей, изучение опыта работы образовательных учреждений СПО, СНО области и Российской Федерации. Участие в семинарах, конференциях по обмену опытом работы, взаимодействие с научно-методическими службами КГУ, КИНПО (ПК и ПП) СОО. ОГБУ ДПО КИРО
- Организация сотрудничества студенческого коллектива с коллективами других образовательных учреждений области.
- Участие студентов в проектной деятельности.
- Воспитание в студенческом коллективе сознательной дисциплины.
Условия организации воспитательной деятельности:
- мотивационно-стимулирующие – создание атмосферы позитивного отношения к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; создание условий для популяризации достижений в области внеучебной деятельности среди студентов и преподавателей; создание предпосылок для самореализации творческих способностей;
- кадровые – подбор, повышение квалификации педагогических кадров для успешного руководства внеучебной деятельностью;
- материально-технические – создание необходимой материально-технической базы для реализации программы развития воспитательной деятельности;
- нормативно-правовые и методические – наличие документации, необходимой для реализации основных направлений воспитательной деятельности; обеспечение права студентов на участие во внеучебной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями колледжа и органами студенческого самоуправления;
- информационные – доступ студентов ко всем информационным ресурсам учебного заведения, освещение основных направлений воспитательной деятельности и достижений во внеучебной работе;
- организационные – обеспечение возможности каждому студенту найти свое место во внеучебной деятельности для развития способностей, становления творческих и других профессионально и личностно значимых качеств; организация PR-деятельности в студенческих сообществах.
Положительный эффект воспитательной деятельности достигается совокупным действием всех структур единого воспитательного пространства колледжа как внутри, так и за его пределами.
Воспитательная система Обоянского педагогического колледжа динамична, устойчива, саморегулируема в социуме и основана на традициях колледжа, которые сложились в процессе формирования, становления и развития коллектива.